English

О Центре

Детонационное горение

Направления деятельности

Ресурсы

Достижения Контакты
     
 

Проекты

Импульсно-детонационная газовая горелка для промышленных печей и теплоэнергетических установок (ГИДС)

 

Импульсно-детонационная скоростная горелка (кислород-природный газ) для металлургии (ГИДС)

 

Детонационный воздушно-реактивный двигатель для летательных аппаратов

 

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД)

 

Импульсно-детонационная газовая горелка для промышленных печей и теплоэнергетических установок (ГИДС)

 

Математическое моделирование различных физических процессов

 
Гидрореактивный импульсно-детонационный двигатель
 
Технология использования сжиженного природного газа в качестве топлива для ракетно-космической техники нового поколения


Разработка технологий использования сжиженного природного газа (метан, пропан, бутан) в качестве топлива для ракетно-космической техники нового поколения и создание стендового демонстрационного образца ракетного двигателя

На пятом этапе выполнения ПНИ была проведена серия огневых испытаний СДО ДРД доработанного по результатам его предварительных испытаний. На рисунке 1 показана фотография СДО ДРД, установленного на испытательный стенд (ИС). Согласно методике, разработанной на этапе 4, тягоизмерительная система была откалибрована с использованием эталонного датчика усилий.


Рисунок 1 — Стендовый демонстрационный образец ДРД, установленный на ИС.

Испытания СДО ДРД проводились в режиме холодной продувки и в огневых режимах с повышением давления в камере сгорания до 30 атм. При проведении испытаний кроме давления в камере сгорания регистрировались тяга, расходы топливных компонентов и наличие непрерывно-детонационного рабочего процесса в СДО ДРД. Датчик давления в камере сгорания был подсоединен через трубку диаметром 2 мм длиной 100 мм. Для регистрации рабочего процесса использовались 3 ионизационных зонда, установленных в окрестности днища камеры сгорания.
На рисунке 2 показан пример Фурье-анализа записей ионизационных зондов в огневом испытании СДО ДРД при давлении в камере сгорания 19 атм. Видно, что рабочий процесс протекает с характерной частотой 6 кГц. Такая частота соответствует циркуляции одной детонационной волны (ДВ) в кольцевом зазоре камеры сгорания со скоростью около 1900 м/с. В целом, результаты испытаний показали, что при среднем давлении в камере сгорания ДРД от 5 до 20 атм и при составе топливной смеси с коэффициентом избытка горючего (КИГ) равным 1.2 всегда наблюдался рабочий процесс с характерной частотой вращения ДВ около 6 кГц. На рисунке 3 приведен фрагмент записи низкочастотного датчика давления в камере сгорания СДО ДРД в том же испытании, что и на рисунке 2. Хорошо видны пульсации давления с амплитудой до 4 атм и с частотой около 6 кГц. Последнее подтверждает данные, полученные при регистрации рабочего процесса с помощью ионизационных зондов.


Рисунок 2 — Фурье-анализ записей ионизационных зондов в огневом испытании СДО ДРД
при среднем давлении в камере сгорания 19 атм.


Рисунок 3 —  Фрагмент записи давления в камере сгорания от времени.

На рисунке 4 показаны кадры видеосъемки огневых испытаний СДО ДРД и выхлопных струй продуктов детонации, полученные с помощью широкоугольной видеокамеры с частотой съемки 60 кадр/с и высокоскоростной видеокамеры с частотой съемки 4000 кадр/с. Кадры приведены для испытаний СДО ДРД со средним давлением в камере сгорания от 18 до 24 атм.
В таблице 1 приведены результаты экспериментов: давление в камере сгорания, полный расход через камеру сгорания, коэффициентов избытка воздуха, тяга и удельный импульс.
На рисунке 5 приведена полученная в ходе испытаний СДО ДРД зависимость удельного импульса от среднего давления в камере сгорания. Видно, что удельный импульс увеличивается с ростом среднего давления в камере сгорания и при среднем давлении 24 атм составляет 260 с.


(а)

(б)

(в)

(г)

(д)
Рисунок 4 — Кадры видеосъемки огневых испытаний СДО ДРД и выхлопных струй: (а) – среднее давление в камере сгорания 19 атм, 60 кадр/с, (б) 20 атм, 60 кадр/с, (в) 24 атм, 60 кадр/с, (г) 18 атм, 4000 кадр/с, (д) 24 атм, 4000 кадр/с.

Таблица 1 – Результаты огневых испытаний СДО ДРД


Рс, атм

R, кг/с

Ф

F, кГс

I, с

1

5

0.25

1.3

37

148

2

9.5

0.45

0.96

86

190

3

12.8

0.58

1.1

124

214

4

13.5

0.65

1.3

131

202

5

19

0.87

1.1

213

245

6

24

1.00

1.2

260

260

7

30

1.14

1.2

308

270


Рисунок 5 — Экспериментальная зависимость удельного импульса от среднего давления
в камере сгорания СДО ДРД

На рисунках 6 и 7 приведены примеры записи датчика давления в камере сгорания СДО ДРД и датчика усилия для огневого испытания №6 из таблицы 1. Из рисунка 6. видно, что в данном испытании среднее давление в камере сгорания держится на уровне 24 атм в течение 500 мс, а тяга, развиваемая СДО ДРД, составляет 260 кГс.


Рисунок 6 — Пример записи давления в камере сгорания СДО ДРД в огневом испытании №6.


Рисунок 7 — Пример записи датчика усилия, создаваемого СДО ДРД
в огневом испытании №6.

Таким образом, в огневых испытаниях СДО ДРД улучшенной конструкции достигнуто целевое значение удельного импульса в 270 с при тяге 308 кГс.

 

 
О Центре Детонационное горение Направления деятельности Ресурсы Достижения Контакты

© НП «ЦЕНТР ИДГ», 119991, г. Москва, ул. Косыгина, д. 4
Тел.: +7(926)126-15-04, info@idgcenter.ru